МАРГАРИТА РУХКЯН доктор искусствоведения
Его кончина была неожиданной. Казалось, он был полон сил, интереса к жизни. Он был очень нужен той среде в которой был, неоспоримо, лидером, как в своей композиторской деятельности, так и в качестве педагога. Выросший в музыкальной семье, он стал рано сочинять. Случайно найденная его мамой среди нот песня, записанная в ученической нотной тетрадке, спустя некоторое время была издана, записана на Радио и стала популярной. “Сочинять надо профессионально” – скупо прореагировал его отец, Александр Чаушян, известный виолончелист, педагог, создавший учебники по методике преподавания виолончели. Определился и Левон. С тех пор учеба в двух направлениях, – пианизм и композиция стали формировать его творческий путь.
Блестящий результат этой учебы Левон Чаушян продемонстрировал на выпускном экзамене Музыкальной школы имени Чайковского, когда исполнил свой Концерт N1 для фортепиано и струнного оркестра с литаврами. Концерт был написан им в 16 лет и стал его дипломной работой. Спустя несколько дней после экзамена, Левон Чаушян сыграет Концерт в Большом зале Филармонии с Филармоническим оркестром Армении под управлением В. Айвазяна. Волнующая традиция пианизма – рахманиновская, прокофьевская, бабаджаняновская… Этот вечер премьеры Концерта для фортепиано с оркестром Левона Чаушяна стал для ереванских меломанов сенсацией и звездным часом для самого композитора-пианиста. Ереванский музыкальный мир открыл для себя новое имя.
Таким шумным успехом началась творческая жизнь Левона Чаушяна. Но он по своему характеру не был склонен к шумным бравадам, не стремился удивить и ошеломить своих слушателей. Склонный к анализу ситуаций, событий, явлений искусства, он ступил на путь очень осмысленной логики развития своего дарования. Левон Чаушян поступает в Ереванскую консерваторию на два факультета – пианистический, к педагогу профессору Г. Сараджеву, и на факультет композиции в класс профессора Эдварда Мирзояна.
Он пишет много фортепианной музыки, сам исполняет свои сочинения. Он ищет свой язык, прекрасно осознавая свои корни.
Написанные в студенческие годы Концерт для оркестра (Тема с ваиациями), Струнный квартет N1, Симфоническая поэма горячо принимаются слушателями, получают высокую оценку музыкальной критики. В те годы творчество Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева было в центре внимания и профессионалов, и любителей музыки. Эти выдающиеся мастера композиции надолго определили путь армянской музыки. “Да, это было так, – говорил Левон Чаушян. Но вместе с тем армянская музыка имела и более широкий спектр для своего развития. Это я ощущал и тогда. И это было бесконечно интересно”.
В 60-70-ые годы ХХ века армянская композиторская школа переживает свой расцвет. К известности композиторов старшего поколения – Арно Бабаджаняна, Эдварда Мирзояна, Александра Арутюняна, Григория Егиазаряна, Лазаря Сарьяна присоединяются имена их учеников, ставших широко известными композиторами – это Дживан Тер-Татевосян, Авет Тертерян, Константина Орбелян, Хачатур Аветисян, Эмин Аристакесян. А следующее поколение композиторов определяется по- своему. Уже в ходу модерн, авангард. Левона Чаушяна это интересует, он много слышит и знает, он уже активный член Союза композиторов Армении, общественный деятель. В середине 70-ых избирается руководителем молодежной секции камерной и симфонической музыки СК Армении, соединившей в своем составе соцветие талантов. Это Тигран Мансурян, Мартын Исраелян, Ашот Зограбян, Рубен Саркисян, Ваграм Бабаян, Ерванд Ерканян, Константин Петросян, Мартын Вартазарян, Ромен Давтян, позже в секцию войдут Эдуард Айрапетян, Сурен Закарян, Артем Казарян, Степан Бабаторосян, Ашот Бабаян. В секции работают и музыковеды. Работы было много. Звучала музыка, исполнялась и покупалась. Молодые композиторы с чувством гордости за свою профессию ощущали нужность своей стране.
“Левон Чаушян – композитор тяготеющий к масштабным построениям; в его музыке ощутимо стремление мыслить крупными мазками” – пишет в эти годы Анна Аревшатян. Он автор произведений о которых говорят, это сонаты для фортепиано и соло виолончели, Концерты для фортепиано с оркестром – Первый и Второй, Концерт для скрипки с оркестром, который был блестяще исполнен Рубеном Агароняном, которому он и посвящен, Симфония для большого симфонического оркестра “Неизвестному солдату”.
Левон Чаушян с молодости был проникнут глубоким уважениям к национальным и классическим традициям. Поэтому в период своей зрелости он предстает крепким звеном, соединяющим эти традиции с новыми тенденциями искусства, властно врывающимися в жизнь.
Деятельность Чаушяна отличалась всегда многогранностью, сочетанием творческого и общественного начал. В 90-ые он приглашается Лорисом Чкнаворяном возглавить Симфонический центр Филармонии, способствует созданию новых симфонических сочинений, которые исполняются в концертах, поддерживая престиж композиторов в это сложное время. Сочиняет и сам. И каждое его сочинение открыто и ярко утверждает эту дорогую для него связь традиций. Поэтому, вероятно, его подлинным достижением становится музыка его квартетов, которых у него шесть, произведений, написанных в самом классическом из всех жанров.
Все его квартеты обрели в свое время интересную исполнительскую биографию. Порой, просто сенсационную. Впервые исполненные Квартетом имени Комитаса, они быстро обретали мировую известность. Премьера Квартета N2 состоялась в Ереване в 1983 году. Далее Квартет прозвучал во время Дней советской музыки в Норвегии, а дальше, – в Москве, Ленинграде Новосибирске. А в мае 1984 года на 31-ой Международной трибуне композиторов при Юнеско его Квартет N2 был отобран как одно из 12 лучших сочинений года и за 1985 год прозвучал в десяти странах мира!
Не менее ярким был успех его Квартета N3 , который был заказан композитору художественным руководителем и альтистом Ереванского квартета Заре Саакянцом. Квартет был исполнен Квартетом Лидиан (США) в Вашингтоне и в Бостоне, Москве и Ереване. А мае 1988 года прозвучал в Ленинграде на Международном фестивале современной музыки в присутствии выдающихся композиторов и исполнителей, приглашенных на этот фестиваль. Известный болгарский музыковед Стефан Дрогустинов делился своими впечатлениями в прессе: – “В моей душе останутся незабываемые встречи с музыкой Гии Канчели, Джона Адамса, Дьердя Лигетти, Софьи Губайдулиной – их сочинения произвели наибольшее впечатление из того, что удалось услышать на фестивале”… И рядом с ними было названо имя Левона Чаушяна, знакомство с Квартетом которого оставило на Дрогустинова большое впечатление…
Прекрасным продолжением его квартетной эпопеи стали Квартет N 4 и Квартет N 5 которые уже исполнялись в наше новое время, так сузившее рамки общений. Квартеты исполнялись в Ереване замечательными молодыми музыкантами класса профессора Ереванской консерватории Эдиты Авакян.
Перспективы творчества Левона Чаушяна просматривались именно в этой камерно-инструментальной музыке. Он был, поистинне, мастером квартетов. Он должен был быть горд, что так сохранил этот замечательный жанр в армянской музыке, придав ему значение духовных откровений.
Левон Чаушян был высоко ценим своим музыкальным сообществом, широко известен в кругах искусства. Он был Заслуженным деятелем Армении, обладателем медали Мовсеса Хоренаци, Лауреатом многих музыкальных конкурсов, заметной фигурой международных фестивалей. Ему были вручены Золотая медаль Министерства культуры Армении и Золотая медаль мэрии Еревана. Его авторитет как личности, как профессионала неизменно оставался на самом высоком уровне. Его усилия сохранить традиции кафедры композиции при Ереванской консерватории, где он в качестве профессора состоял педагогом, несомненно будут поддержаны в дальнейшем его коллегами и учениками.